06.08.2014

Разведение кошек: перспективы бизнеса

   Многие заводчики кошек предпочитают вместо холодного слова «бизнес» использовать более мягкие выражения, например, «содержание питомника» или даже «хобби». Причиной тому необычный характер этого дела, связанный с тем, что к породистым кошкам отношение у них очень трепетное, а на тех, кого любишь, как известно, сложно делать деньги. Как бы то ни было, бизнес, опирающийся на разведение кошек, может быть столь же агрессивен и гибок, красив и своенравен, как и сами представительницы отряда кошачьих, а значит, для достижения каких бы то ни было высот в этом деле его владельцу потребуется немало терпения, любви и, конечно, знаний. 

Любовь по расчету

   Породистые красавицы-кошки благородных кровей не встречаются среди пестрой массы безродных дворняжек, которых можно подобрать на улице или купить на базаре. Приобрести настоящую «звезду» можно только у профессиональных заводчиков, в бизнес которых сейчас нам и предстоит заглянуть. Крохотный котенок любой породы, если он действительно относится к брид-классу (это животные с отличной родословной и, по оценкам экспертов, пригодные для продолжения породы) и, тем более, шоу-класса (а это лучшие представители вида, высоко ценимые экспертами выставок), обойдется покупателю в несколько тысяч рублей, а то и долларов, и это наталкивает на мысль о хорошей выгоде для самих заводчиков. Впрочем, сами они начинают разведение кошек не ради пресловутой прибыли: гораздо больше для них значит улучшение чистоты породы, победа в конкурсах и достойное продление знатного племени.
   На чем же основывается финансовая сторона разведения кошек? Безукоризненные представители шоу-класса рождаются не так часто даже в питомниках опытных заводчиков, цена их зашкаливает за тысячу долларов, и тем, кто пришел в питомник «с улицы», практически не разбираясь в кошках, их просто не отдадут. Зато котята с почти незаметными отклонениями от стандартов породы (относящиеся к группе «брид») будут стоить существенно дешевле (15 – 20 тысяч рублей), найдут своего покупателя быстрее, и, значит, именно благодаря им бизнес получит свои основные доходы. Случается, что благородные кошки производят на свет таких малышей, которых породистыми можно назвать только благодаря происхождению. Их относят к классу «пэт» (не для выставок или не на разведение, а под кастрацию), и совсем недорого продают тем, кто просто желает завести выдающееся домашнее животное.  
 Любовь к этим четвероногим, заботливое и уважительное отношение к породе и почти родительский трепет – вот то, без чего не стоит начинать заниматься профессиональным совершенствованием пород. Как и любой бизнес, разведение кошек знает немало аферистов, нещадно эксплуатирующих своих питомцев, однако обогатиться за счет продажи котят с сомнительным здоровьем или недостоверной родословной редко кому удается. Серьезные покупатели предпочитают брать породистых питомцев только у заслуживших доверие заводчиков, и в этом состоит немалая сложность для новичков дела.

В ожидании доходов

   Если бы породистые кошечки всегда производили на свет столь же благородных и безукоризненных потомков в строго регламентированном количестве, то подсчет прибылей, которые сулит бизнес, было бы делом пустячным. Но, поскольку домашние питомцы – это не запрограммированный конвейер, а живые существа (природа, как известно, любит разнообразие даже в пределах одного вида), то результат каждого помёта будет совершенно непредсказуем. Родиться может как один котенок, так и четыре, они могут быть абсолютно здоровы или с врожденными болезнями, идеальными представителями породы или племенным браком, однополыми или разнополыми. 
   Предположим, у кошки рождается 4 здоровых котенка, полностью соответствующих признакам своей породы. Цена любого из них будет складываться из того, насколько признаки породы выражены, сделаны ли вовремя необходимые прививки, есть ли родословная, титулованы ли на выставках родители, от возраста котенка и многих других факторов. Оптимистично предположим, что все условия благоприятны, и каждого малыша удалось пристроить в среднем за 20 000 рублей. Правила фелинологии (это наука о кошках, если говорить по-простому) предписывают этим грациозным животным не более двух беременностей за три года, а значит, возможный доход в расчете на месяц отнюдь нельзя назвать большим, даже если в окоте будет (о, чудо!) 9 котят.
   Если заводчик является владельцем еще и породистого кота, годного на племенное разведение (согласно полученным в клубе документам), то и таким котам вязка положена не так часто, поскольку вязки не только отнимают силы, но и ухудшают состояние шерсти кота. Не чаще, чем раз в 2 – 4 месяца – это в случае, если заводчик заботится не только о здоровье самого питомца, но и о его крепком потомстве, и о своей репутации. Сколько стоит брать за вязку с владелиц кошек, каждый обладатель кота решает сам, но чаще всего оплатой является либо лучший котенок из получившегося помета, либо стоимость котенка в денежном эквиваленте. Наглядно видно, что и при таком раскладе доходы получаются не такими уж существенными.
   Судя по всему, «кошачий» бизнес не так прост, как может показаться, а всё из-за того, что объектом здесь выступает не обычный товар и не привычное производство, а живые существа, за каждое из которых владелец несет ответственность гораздо большую, чем за обычную, пусть и драгоценную, вещь.

Подсчитаем расходы

   Первое, что стоит сделать, это задаться вопросом, сколько питомцев потребует бизнес и какого пола они будут. Следующий вопрос – это цена покупки самих животных. Поскольку ни один человек не отдаст за котенка большие деньги, если родители малыша не имеют хорошей родословной, то самих будущих родителей стоит выбирать еще котятами в достойном клубе любителей кошек, не забыв убедиться, что в их метрике нет пометки «не для разведения».

К цене, по которой покупается здоровый и привитый котенок, нужно сразу прибавить стоимость игрушек, когтеточек и других аксессуаров, средств ухода за шерстью, когтями, ушами и т.д., а также качественного корма. В среднем за месяц один здоровый породистый кот обходится владельцам в 2500 рублей. Плюс каждый год кошечка будет требовать вязки, а это еще одна статья расходов, приближающаяся к стоимости одного котенка. Хотя о вязке говорить рано, пока кошечка не поработала на выставках и не заслужила титул кандидата в чемпионы. Для племенного кота требования выше, ему нужно завоевать титул чемпиона (это 3 оценки «отлично» на выставке). Как свидетельствует опыт других заводчиков, выставок придется пройти хотя бы 2 – 3, а каждая из них – это 1 – 3 тысячи рублей за участие плюс цена подстилки, домика или клетки и других удобств для комфорта кошек.   
 Долгожданное рождение котят прежде чем вознаградить бизнес прибылью, поначалу тоже добавляет расходов. Корма теперь придется покупать больше, заботиться о кошках тщательнее, хлопотать о своевременных прививках и получении метрики, а еще беспокоиться об организации фотосессии и рекламы, чтобы как можно больше потенциальных покупателей смогло увидеть хорошеньких породистых котят, снятых в самом выгодном свете и ракурсе.
   Вся эта суета вокруг новорожденных нужна не для галочки, а чтобы найти хороших покупателей как можно быстрее, но пока этот момент не наступил, котята живут в питомнике. Оптимальным считается срок в 3 – 4 месяца, пока малыши не отвыкнут от материнского молока и пока заботливая мамаша не научит их азам этикета, в том числе правильному посещению лотка. Как следствие, сумма на корм и средства ухода для каждого котенка умножается на число малышей в помете, а затем умножается на число месяцев, которое они проживут до момента передачи новым владельцам.

Бизнес с коготками

   Пришло время делать выводы, и эти выводы для многих заводчиков оказываются неутешительными. Как бы ни было прискорбно, но огромное количество людей, решивших организовать разведение кошек и основать питомник, оказываются в убытках от этого мероприятия. Причина тому заложена самой природой: даже при наличии хорошего стартового капитала ни один заводчик не застрахован от того, что его новоприобретенные питомцы могут вырасти в неполноценных представителей своей породы или, что еще хуже, заболеть (или, не дай бог, скончаться из-за неправильного ухода или врожденных пороков развития). 
   Лучше всего, когда подобный бизнес начинают настоящие фелинологии с навыками ветеринара, иначе неизбежны дополнительные потрясения и финансовые траты на ветеринарную помощь при каждых родах, да и в других ситуациях, касающихся здоровья кошек. Начинающему заводчику стоило бы подготовиться и к тому, что даже увидев крохотных котят и услышав их цену, рядовые покупатели будут хвататься за голову или за сердце, а знатоки – крутить пальцем у виска и стараться сбивать цену до минимума. Это значит лишь то, что продать даже подросшего, привитого и великолепно выглядящего котенка с метрикой и родословной оказывается далеко не так просто, как могло бы показаться.  
 Мы видим, что в лучшем случае всё предприятие остается безубыточным, и с наработкой опыта в течении многих лет ему удается выйти на какую-то небольшую прибыль. В худшем же заводчик подсчитывает свой финансовый минус и констатирует, что у него на руках оказался не успешный бизнес, как мечталось, а лишь хобби, требующее больших затрат, но и приносящее неплохой доход. В любом случае отчаиваться не стоит, ведь если грамотно подойти к этому вопросу, вооружиться не только литературой, но и получить фелинологическое образование, то разведение породистых кошек может в перспективе сулить значительные успехи (в том числе и финансовые), а возможно, и принести почтение и высокий статус в глазах других страстных любителей этих грациозных домашних животных.